Каталог
Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 
02.07.2012

Светодиодная блокфара головного освещения Opel InsigniaЧеловек направляет луч фонарика, имитирующего встречную машину, на «Ауди» со светодиодными фарами – и свет расступается перед ним, как море перед Моисеем.

Светодиоды – наиболее вероятные преемники ксенона в фарах – открывают новые горизонты в автомобилестроении, делая езду более комфортной и безопасной. Чтобы выведать все инженерные хитрости, автор отправился в гости к «Ауди» и «Опелю».

Головной свет в современном автомобиле должен быть многофункциональным. Однако и у навороченной ксеноновой фары возможности ограничены. Причем разгуляться управляющей электронике не дают сами источники света, ведь их всего два, по одному в каждой фаре. Даже крутясь, как зенитка при авианалете, «прожектор» не сможет охватить своим лучом одновременно и дорожный знак на левой обочине, и примыкание дороги, и приткнувшийся справа грузовик без габаритных огней. Кроме того, при встречном разъезде водитель фактически лишается помощи левой фары: та, чтобы не ослеплять, упирает взгляд в асфальт.
А вот в светодиодную фару можно уместить по паре десятков источников света, и каждый будет освещать свой сектор перед машиной. Еще один плюс такой конструкции: диоды долговечнее ксенона (заявленный срок службы до 100 тысяч часов, фактически весь срок жизни автомобиля). И вдобавок относительно недороги в производстве (речь о самих лампах, а не о фаре в сборе с умными вспомогательными системами). Поэтому светодиоды мало-помалу появляются в автомобильной оптике. «Ауди» и «Опель» сделали следующий шаг, создав новое поколение многорежимного головного освещения.

 

Разложенная на компоненты светодиодная фара выглядит внушительно. За кадром остались вентиляторы охлаждения (подобие кулеров в системном блоке компьютера), поддерживающие температурный режим внутри фары.

СЕКЦИИ ПО ИНТЕРЕСАМ
На топовые модели «Ауди» сейчас устанавливают фары двух типов. Адаптивный биксенон с приставкой «плюс» перенастраивает пучок в зависимости от скорости, принятого в стране лево- или правостороннего движения и наличия встречных или попутных автомобилей. Значительную часть подсказок он получает от навигационной системы, меняя блюда из светового меню с ненавязчивостью вышколенного официанта. Отправлены в отставку противотуманные фары, а переключение ближнего и дальнего света доверено автоматике. К услугам водителя есть городской, пригородный, магистральный, всепогодный режимы и режим проезда перекрестков.
В более современных светодиодных фарах набор удобств тот же, но реализовать их проще – за счет нескольких источников света. Доплату за них просят немалую даже по сравнению с ксеноном, но не из-за сверхспособностей, а по причине довольно скромных объемов выпуска. Отказаться от коррекции фары в вертикальной плоскости светодиоды не позволяют. Зато по горизонтали каждый светит строго в отведенный сектор. При приближении встречной машины по сигналу с камеры начинаются чудеса. Чтобы не слепить водителя дальним, достаточно притушить всего два-три источника света, направленных ему в глаза. Остальные полтора десятка продолжают работать! В результате – максимальный комфорт обоим рулевым. А по мере приближения к впереди идущему автомобилю электроника постепенно опускает пучок света, ориентируясь на задние габаритные огни. Эти две доработки, очевидно, через пару лет уже пойдут в серию.

 

Конструкция светодиодной блокфары головного освещения Opel

ДЕСЯТЬ ЛЕТ, ПЯТЬ ПОКОЛЕНИЙ
Опелевская система адаптивного головного освещения AFL (Adaptive Forward Lighting) готовится выйти уже в пятом поколении. Как и в Ингольштадте, на светодиодах. Ключевое отличие в том, что в качестве основного света взяли дальний. Разумеется, в городе и на освещенных дорогах задействованы другие режимы, но вне их включается полная иллюминация. Схож и принцип действия: как только камера фиксирует встречный или попутный автомобиль, слепящие светодиоды убавляют яркость. Но не гаснут полностью, чтобы не создавать эффект выбитых зубов.
В отличие от коллег, решившихся только на статическую презентацию, опелевцы провели для нас тест-драйв по дорогам общего пользования. Подтверждаю: ни один из десятков попавшихся на пути водителей не был ослеплен. За изменением световой границы я наблюдал с восторгом ребенка, впервые увидевшего новогоднюю гирлянду. Представляете, «Инсигния» даже дарит яркие лучики попутной машине. Ее водителю лучше видно обочины и придорожные знаки, хотя при взгляде в зеркала заднего вида кажется, что горит обычный ближний свет.

 

 

Прогалина послушно следует за человеком, если он делает шаги в сторону. Умные фары берегуют глаза не только встречных, но и попутных водителей.

В ответ на вопросы, сколько стоит опция и когда появится на рынке, специалисты лукаво улыбались. Однако утверждали, что готовы запустить светодиодные фары в серию чуть ли не прямо сейчас. Светотехника уже обкатана и заточена под дизайн «Инсигнии», рестайлинг которой, судя по всему, презентуют на осеннем салоне в Париже. Вряд ли кто-то из массового сегмента сможет опередить компанию «Опель».


Но сколько попросят за такие фары? Думаю, даже двойное удорожание относительно ксеноновых – отличное предложение. Правда, для премиальных «Ауди» разница наверняка будет больше. Зато на российских дорогах пользу от такой опции трудно переоценить.
Однако есть существенное «но»: омыватель фар для светодиодной матрицы «Опеля» пока не предусмотрен, что в наших условиях немаловажно. Да и сомнительно, что он будет эффективно работать при столь сложной форме и обширной площади фары. В общем, разработчикам еще есть к чему приложить голову.

 

Режимы работы системы AFL третьего поколения

ИСТОРИЯ AFL-ФАР ОТ «ОПЕЛЯ»

В 2002 году, когда опелевцы выпустили первое поколение AFL, биксеноновые фары еще были достаточно редки. В Рюссельсхайме же их научили поворачиваться на угол до 15º в каждую сторону и дополнили подсветкой поворотов с охватом до 90º. Представленный вместе с «Инсигнией» в 2008 году свет имел восемь автоматически перенастраиваемых режимов. Учитывая стоимость модели, аналогов на рынке он не имеет и по сей день. Отмечая гигантский шаг вперед относительно предшественника, «Опель» пожаловал системе звание третьего поколения.

 

 

AFL пятого поколения (два нижних рисунка) деликатно обходит те объекты, которые может побеспокоить своим светом. В реальности это выглядит столь же четко и эффектно.

AFL пятого поколения

«Зафира Турер» и «Астра GTC», последние новинки марки, обладают чуть более широкими способностями, нежели «Инсигния». Камера «Опель ай» (Opel Eye) оценит дистанцию до впереди идущей машины и направит свет ниже ее зеркал заднего вида.AFL пятого поколения

Умному «глазу» не помешает даже рельеф местности: завидев уходящее вверх полотно дороги, электроника смело поднимет взгляд – и, разумеется, откорректирует его после того, как сама машина пойдет на подъем.

 

 

 

 

 

 

 

zr